ОТЧЕТ

 

О реализации мероприятий Программы развития за 2014 год

1. Проект №_1_: "Модернизация образовательного процесса"

2. Мероприятие №_1.13_: "Создание условий для методического сопровождения учебного процесса студентов с особыми образовательными потребностями"

3. целью мероприятия является методологическая, технологическая и методическая разработка вопросов использования адаптивных компьютерных технологий для создания специальных образовательных условий студентам с особыми образовательными потребностями (далее – ООП) в процессе их инклюзивного обучения в вузе.

Основными задачами мероприятия являются:

- Осуществление организационно-педагогического, психолого-педагогического, технологического сопровождения инклюзивного обучения студентов с ООП с целью создания условий для их адаптации в вузе, формирования у выпускников информационной компетентности, обеспечивающей их конкурентоспособность на рынке труда.

- Ведение фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ в области инклюзивного образования по использованию адаптивных компьютерных технологий в процессе обучения студентов с ООП, их апробация и практическая реализация в Университете и в Северо-восточном регионе РФ с учетом актуальных направлений модернизации российского образования и его интеграции в мировую образовательную систему.

- Расширение международных связей Университета в области инклюзивного образования студентов с ООП по проблемам доступности высшего образования, формирования открытого образовательного пространства.

- Проведение организационной работы для привлечения как российских, так и зарубежных учёных-исследователей в области инклюзивного образования.

4. Описание достигнутых результатов за отчетный период по мероприятиям Программы развития СВФУ

4.1. ВТК "Создание учебно-научной лаборатории по методическому сопровождению учебного процесса студентов с проблемами слуха".

Одним из основных направлений работы Северо-Восточного научно-инновационного центра развития инклюзивного образования СВФУ является методическое сопровождение учебного процесса студентов с проблемами слуха. В связи с этим в план мероприятий дирекции программы развития СВФУ на 2014 год мы подали в октябре 2013 года заявку по разработке ВТК Создание учебной лаборатории по методическому сопровождению учебного процесса студентов с проблемами слуха» на денежную сумму 3090000 (три миллиона девяносто тысяч) рублей.

С начала года мы провели определённую работу по созданию данного ВТК, сформирован временный творческий коллектив с приглашением сторонних специалистов, разработана методика обучения студентов с проблемами слуха чтению по губам, регулярно ведутся индивидуальные занятия со студентами по данной методике. Разработан адаптационный модуль «Жестовый язык как средство коммуникации студентов с проблемами слуха» в ноябре месяце провели курсы повышения квалификации (16 часов) для преподавателей СВФУ на тему: «Жестовый язык как средство коммуникации студентов с проблемами слуха».

4.2. Приобретение и монтаж оборудования, программного обеспечения.

Для создания учебной лаборатории по методическому сопровождению учебного процесса студентов с проблемами слуха также в первую очередь необходимо приобрести специальное оборудование – динамические ФМ системы для студентов с проблемами слуха на денежную сумму 1329000 (один миллион триста двадцать девять тысяч) рублей. Данная денежная сумма входит в выше указанную денежную сумму.

Сотрудники СВ НИЦ РИО СВФУ разработали техническое задание на закупку такого оборудования и в апреле месяце передали техническое задание в дирекцию программы развития СВФУ.

4.3. За прошедший 2014 год в УНЛАКТ прошли обучение и получили методическую помощь при подготовке к учебному процессу 81 (восемьдесят один) студента с ООП.

В СВФУ 5-го марта 2011 года приказом ректора №149 создана постоянная комиссия по работе со студентами с особыми образовательными потребностями, в состав которой включены многие заместители директоров и деканов по учебной работе подразделений СВФУ, а возглавляет её проректор по педагогическому образованию СВФУ М.П. Федоров. Данная комиссия заседает регулярно ежеквартально и работает согласно принятому плану мероприятий.

16 мая 2014 года в Северо-Восточном федеральном университете прошел финал традиционного ежегодного конкурса среди студентов СВФУ с особыми образовательными потребностями «Мы талантливы во всем!»  Студент второго курса Института физической культуры и спорта СВФУ Валерий Чемпосов стал победителем в номинации «Студент года-2014».

Конкурс направлен на раскрытие интеллектуальных и творческих способностей студентов с особыми образовательными потребностями, привлечение внимания студенческой молодежи, профессорско-преподавательского состава и сотрудников университета к жизнедеятельности и проблемам студентов данной категории.

Жюри оценивало по таким критериям, как оригинальность номеров, умение вести себя на сцене, артистичность. Участники показывали видеоролики о себе, отвечали на интеллектуальные вопросы и продемонстрировали свои таланты: пели, танцевали, показывали фокусы и миниатюры, играли на музыкальных инструментах. По итогам трех этапов конкурса  жюри определило «Студента года». Им стал студент второго курса Института физической культуры и спорта СВФУ Валерий Чемпосов, также он выиграл  номинацию «Спортсмен года». Студентка Педагогического института Сардана Николаева получила диплом за лучшее пение.Студент Медицинского института Валентин Николаев стал победителем в номинациях «За мастерство» и «За волю к победе». Диплом за лучший творческий номер получил студент ИФКиС Андриан Ильин. Самой талантливой стала студентка Финансово-экономического института Ульяна Скрябина. Студент Инженерно-технического института Ариан Далбараев стал активистом года.

4.4. Организация и проведение второй международной научно-практической конференции по инклюзивному образованию "Инклюзивное образование – доступное образование, безбарьерная среда".

Северо-Восточный научно-инновационный центр развития инклюзивного образования СВФУ в рамках научно-образовательного форума «Education, forward – II» 23-26 июня 2014 года провёл вторую международную научно-практическую конференцию «Инклюзивное образование – доступное образование – безбарьерная среда».

Цель конференции: определить существующие проблемы и обозначить перспективы внедрения непрерывной системы инклюзивного образования людей с особыми образовательными потребностями в России и за рубежом, уточнить необходимые условия внедрения непрерывной системы инклюзивного образования на современном этапе развития гражданского общества.

Сотрудники Северо-восточного научно-инновационного центра развития инклюзивного образования СВФУ начали подготовку к данной конференции в августе 2013 года, велась интенсивная переписка по приглашению более тридцати Российских и тринадцати зарубежных учёных в области педагогики и психологии. В результате этой кропотливой, многомесячной работы приняли очное участие в конференции 14 Российских и четыре зарубежных доктора наук.

К участию в конференции были приглашены специалисты, занимающиеся теоретическим изучением вопросов и практическим внедрением непрерывной системы инклюзивного образования в России и за рубежом, осуществляющие подготовку педагогических кадров (ученые, педагоги, психологи); представители общественных организаций, фондов, родители детей с особыми образовательными потребностями и другие заинтересованные лица, решающие проблемы образования, социокультурной реабилитации и психолого-педагогической поддержки людей с ООП.

К обсуждению был предложен широкий спектр направлений, раскрывающих многогранность теории и практики инклюзивного образования.

Пленарное заседание конференции открылось в Актовом зале Культурного центра СВФУ «Сергеляхские огни» докладом ректора СВФУ Евгении Исаевны Михайловой на тему: «Университет: интеллектуальная платформа инновационного развития Северо-Востока России».

На пленарном заседании также с докладами выступили:

Егоров П.Р., к.п.н., директор СВ НИЦ РИО СВФУ «Создание специальных условий обучения студентов с особыми образовательными потребностями в Северо-Восточном федеральном университете»;

Чистякова С.Н., д.п.н., академик-секретарь РАО «Социальное партнёрство в педагогической поддержке профессионального самоопределения учащейся молодёжи»;

Бенуа Эрве, д.п.н., Главный редактор La nouvelle revue de l’adaptation et de la scolarisation («Новый журнал адаптации и школьного образования») Париж «Какие институциональные барьеры могут помешать оперативной реализации принципа доступности в образовании?».

В рамках конференции работало пять секций по следующим темам:

Секция 1. Особенности психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей раннего и дошкольного возраста в рамках внедрения непрерывной системы инклюзивного образования.

Руководитель секции:

Боргояков Сергей Александрович, д.п.н., заместитель директора по научной работе института образования малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РАО, г. Москва.

Модераторы:

Блинова Любовь Николаевна, к.п.н., декан факультета дошкольного начального и дефектологического образования ДВГГУ, профессор кафедры теории и методики педагогического и дефектологического образования, г. Хабаровск.

Григорьева Антонина Афанасьевна, д.п.н., заведующая кафедрой дошкольного образования педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.

Секция 2. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение школьников с особыми образовательными потребностями в рамках внедрения непрерывной системы инклюзивного образования.

Руководитель секции:

Чистякова Светлана Николаевна, к.п.н., профессор, член-корреспондент РАО, Академик-секретарь Отделения профессионального образования РАО.

Модераторы:

Захламина Софья Ивановна, Почетный работник общего образования РФ, Заместитель директора МБОУ СОШ №5, г. Архангельск.

Николаева Алла Дмитриевна, д.п.н., заведующая кафедрой педагогики педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.

Секция 3. Методы и специальные условия организации обучения студентов с особыми образовательными потребностями в рамках внедрения непрерывной системы инклюзивного образования.

Руководитель секции:

Леонгард Эмилия Ивановна, к.п.н., старший научный сотрудник головного учебно-исследовательского методического центра Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана, г. Москва.

Модераторы:

Быстрова Юлия Александровна, д.пс.н., заведующая научно-исследовательской лабораторией диагностики и коррекции психофизического состояния детей и взрослых Луганского национального университета имени Тараса Шевченко, г. Луганск, Украина.

Егоров Пантелеймон Романович, к.п.н., директор Северо-Восточного научно-инновационного центра развития инклюзивного образования (СВ НИЦ РИО) Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.

Секция 4. Подготовка педагогических кадров для реализации инклюзивного образования в России и за рубежом.

Руководитель секции:

Витковская Александра Михайловна, к.п.н., проректор по учебной работе Института специальной педагогики и психологии имени Рауля Валленберга, г. Санкт-Петербург.

Модераторы:

Шатаева Елена Владимировна, д.т.н., профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург.

Юдина Ирина Александровна, к.п.н., заведующая кафедрой специального, дефектологического образования педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.

Секция 5. Дистанционные технологии и адаптивные компьютерные технологии, необходимые для внедрения непрерывной системы инклюзивного образования людей с особыми образовательными потребностями.

Руководитель секции:

Демин Александр Алексеевич, к.э.н., директор Института открытого и дистанционного образования Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск.

Модераторы:

Ляшенко Александра Александровна, к.п.н., доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии Крымского инженерно-педагогического университета, г. Симферополь.

Москвитин Юрий Афанасьевич, заведующий учебно-научной лабораторией СВ НИЦ РИО Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.

Мастер-классы состоялись в образовательных учреждениях г. Якутска, реализующих инклюзивное образование:

1 группа:

- ДОУ №11 «Подснежник»; ведущий – Соловьева Светлана Борисовна, директор Российского фонда «Прозрение».

2 группа:

- Учебно-научная лаборатория адаптивных компьютерных технологий СВ НИЦ РИО; ведущий – Москвитин Юрий Афанасьевич, заведующий УНЛАКТ СВ НИЦ РИО СВФУ.

3 группа:

- Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат для слабовидящих и слабослышащих детей; ведущий – Аммосова Лилия Ивановна, доцент кафедры адаптивной физкультуры ИФКИС СВФУ.

К началу конференции, на основании поступивших материалов от участников, был издан сборник научных статей по инклюзивному образованию в издательстве «Издательский дом СВФУ».

На заключительном пленарном заседании второй международной научно-практической конференции «инклюзивное образование – доступное образование – безбарьерная среда» проект резолюции конференции, подготовленный директором СВ НИЦ РИО СВФУ П.Р. Егоровым, был единогласно принят за основу. Руководители пяти научных секций конференции от имени участников работы секций внесли свои замечания и дополнения в проект резолюции. Данные предложения были внесены в окончательный вариант резолюции конференции.

Многие участники по приезду на места разместили на сайтах своих учебных заведений и в научных журналах информацию о работе секций и мастер-классов данной конференции, например в Сибирском педагогическом журнале и на сайтах:

http://ode.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=2&Itemid=56

- http://ripo.unibel.by/index.php?id=1&n=143

4.5. Командировки.

С 16-го января по 31 января 2014 года директор СВ НИЦ РИО СВФУ П.Р. Егоров с Г.Ф. Егоровой начальником научно-инновационного отдела СВ НИЦ РИО СВФУ в качестве сопровождающего секретаря был в командировке в г. Москва по обмену опытом с Московскими учебными заведениями по внедрению непрерывной системы инклюзивного образования людей с особыми образовательными потребностями и по реализации требований организации учебного процесса студентов с ограниченными возможностями здоровья в Московских вузах.

С этой целью мы посетили несколько учебных заведений, в том числе ряд университетов: Московский городской психолого-педагогический университет (декан факультета дистанционного образования к.п.н. Бронюс Броневич Айсмонтас), МГГУ имени М.А. Шолохова (директор института информатизации к.п.н. Марина Ефимовна Вайндорф-Сысоева), МГУ имени М.В. Ломоносова (профессор факультета психологии д.п.н. Николай Сергеевич Пряжников и Бойко Цындыма Очиржаповна аспирантка факультета педагогического образования).

На факультете дистанционного обучения Московского городского психолого-педагогического университета по направлению "Психология" в настоящее время учатся более 100 студентов с ОВЗ. Дистанционное обучение по направлению «Психология» – это новая форма получения высшего психологического образования на основе современных информационно-коммуникационных технологий, обладающая рядом преимуществ для людей с особыми образовательными потребностями.

Учебный процесс для студентов с особыми образовательными потребностями на факультете организуется с учетом особенностей данной категории учащихся и строится на сочетании аудиторных занятий, самостоятельной работы обучающихся и занятий с применением интернет-технологий, проходящих в интерактивном режиме. Очные аудиторные занятия, специально организованные для студентов факультета, проводятся в вечернее время по рабочим дням и по субботам. Для тех, кто не имеет возможности посещать очные занятия, осуществляются онлайн-трансляции. Аудиозаписи онлайн-трансляций выкладываются затем на сайте факультета. Помимо онлайн-трансляций в учебном процессе активно используются такие формы занятий, как интернет-семинары. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины на факультете дополнительно проводятся групповые и индивидуальные интернет-консультации с преподавателями.

Учебный процесс организуется и проводится с помощью системы электронного деканата, где у каждого обучающегося имеется виртуальный личный кабинет, в котором находится его индивидуальный учебный план на текущий семестр и где он: получает варианты контрольных и тестовых заданий; отправляет выполненные работы; узнаёт результаты своих работ; осуществляет связь с деканатом и получает различную информацию, касающуюся учебного процесса.

По приглашению декана факультета дистанционного образования МГППУ Б.Б. Айсмонтас 21 января приняли участие в телемосте с психологом Татьяной Коттл из Вашингтона на тему «Американский опыт профессиональной ориентации в США». После телемоста я полчаса по скайпу общался с психологом из Вашингтона Татьяной Коттл, она обещала поделиться опытом инклюзивного образования людей с особыми образовательными потребностями, существующим в американском образовании и принять участие во второй международной научно-практической конференции по инклюзивному образованию в городе Якутске.

Ситуация в МГУ по данному вопросу по словам аспирантки Ц.О. Бойко (инвалид первой группы по зрению) оставляет желать лучшего. Здесь отсутствует какая-либо структура на уровне университета и даже на уровне какого-либо факультета, которая отвечала бы за работу со студентами с особыми образовательными потребностями. Поэтому таким студентам лишь приходится рассчитывать на себя и решать свои вопросы в частном порядке с преподавателем.

С 27-го по 28-го февраля 2014 года директор СВ НИЦ РИО СВФУ П.Р. Егоров и начальник научно-инновационного отдела СВ НИЦ РИО СВФУ Г.Ф. Егорова приняли активное участие в IV Международной научно-практической конференции «Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение)». Данную международную конференцию ежегодно проводит факультет дистанционного обучения Московского городского психолого-педагогического университета. На секции №3 «Дистанционное обучение: опыт, проблемы, перспективы (Руководители – Айсмонтас Б.Б., к.пед.н., профессор, декан факультета дистанционного обучения МГППУ; Вайндорф-Сысоева М.Е., к.пед.н., профессор, директор Института информатизации образования МГГУ им. М.А. Шолохова)» П.Р. Егоров выступил с докладом «Внедрение непрерывной системы инклюзивного образования людей с особыми образовательными потребностями посредством использования дистанционных технологий».

Также 28 февраля П.Р. Егоров выступил с сообщением на родительском лектории, который декан факультета дистанционного обучения МГППУ Б.Б. Айсмонтас проводит ежемесячно в онлайн режиме с привлечением ведущих психологов г. Москвы для родителей студентов с особыми образовательными потребностями. Мы рекомендуем институту психологии СВФУ перенять такой опыт интерактивной работы с родителями наших студентов.

От имени ректора СВФУ Е.И. Михайловой были вручены официальные приглашения на вторую международную научно-практическую конференцию по инклюзивному образованию генеральному секретарю РСР О.В. Кашириной, руководителю пресс-службы РСР И.В. Хилько, секретарю РАО академику С.Н. Чистяковой и директору института коррекционной педагогики РАО, академику Н.Н. Малофееву.

На основании официального приглашения председателя правления Международной академии менеджмента и технологий INTAMT (Германия), профессора, доктора технических наук, Лауреата Государственной премии СССР Эдуарда Исааковича Патрик с 22-го сентября по 28-го сентября в г. Дюссельдорфе (Германия) я с сопровождающим секретарём Егоровой Г.Ф. начальником научно-инновационного отдела СВ НИЦ РИО приняли участия в семинаре «Перспективные направления инклюзивного воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья» и посетили всемирную выставку товаров и услуг для людей с ограниченными возможностями здоровья «REHACARE International».

В рамках программы мы посетили Министерство труда и Министерство школьного образования и повышения квалификации Земли Северный Рейн-Вестфалия, инклюзивные детские сады и школы и три немецких университета, приняли участие в ниже следующих семинарах:

- Вводный семинар «Социальная политика, социальная защита и социальная интеграция инвалидов в Германии;

- Семинар «Земельная программа развития инклюзивного образования. Организация работы инклюзивных дошкольных учреждений и школ»

- Семинар «Организация, технологии и методики инклюзивного дошкольного воспитания и обучения»

- Семинар «Подготовка и повышение квалификации воспитателей и учителей для работы в инклюзивных дошкольных учреждениях и школах. Возможные направления международного сотрудничества университета»

С 28-го ноября по 6-го декабря на основании официального приглашения генерального директора объединённого института проблем информатики НАН Беларуси А.В. Тузикова я с начальником научно-инновационного отдела СВ НИЦ РИО Егоровой Г.Ф. в качестве сопровождающего секретаря в посетил города Москва и Минск.

В г. Минске мы провели экспертную оценку 6-ти компьютерных "говорящих" программ, разработанных в лаборатории 214 под руководством доктора психологических наук, профессора Лосик Георгия Васильевича с применением заключительной версии синтезатора якутской речи для школьников и студентов с проблемами зрения. В результате проведения экспертизы мы получили эти программы и заключительную версию синтезатора якутской речи с двумя голосами: Толбон – мужской, Сата – женский.

Также по приглашению доктора психологических наук, доцента, член-корреспондента Академии педагогических и социальных наук РФ, проректора по научно-методическому обеспечению воспитательной работы УО «Республиканский институт профессионального образования» г. Минска Республики Беларусь посетили профессионально-технический колледж электроники.

В этом колледже наряду со здоровыми студентами инклюзивно обучаются студенты с проблемами слуха и опорно-двигательного аппарата, которые по окончании учёбы получают специальности: токаря, швеи, оператора ПЭВМ и техника-программиста. Мастерские Колледжа электроники оснащены современным импортным оборудованием Швейцарского и Германского производства.

Студенты с особыми образовательными потребностями обучаются по общеобразовательным программам, получая полный, а не усечённый, объём знаний, тем самым становятся полноценными специалистами, конкурентоспособными на основном рынке труда.

В Москве мы представили председателю диссертационного совета по педагогике и психологии, ректору МПСУ Бондыревой С.К. докторскую диссертацию и автореферат  Егорова П.Р. для проведения экспертной оценки и назначения оппонентов по защите докторской диссертации.

 

4.6. Публикации.

За 2014 год были опубликованы следующие научные статьи:

Егоров, П.Р. Инклюзивная форма обучения студентов с особыми образовательными потребностями // Методология, теория и практика современной педагогики, психологии, философии: Материалы III международной научно-практической конференции 21 апреля 2014 г. – Новосибирск, 2014. – С. 29–34.

Егоров, П.Р. Психологические аспекты внедрения непрерывной системы инклюзивного образования людей с особыми образовательными потребностями // Теория и практика современной науки: Материалы XIII международной научно-практической конференции 2–3 апреля 2014 г. – Москва, 2014. – С. 166–173.

Егоров, П.Р. Создание специальных условий обучения студентов с особыми образовательными потребностями // Инклюзивное образование – доступное образование – безбарьерная среда: Материалы второй международной научно-практической конференции 23–26 июня 2014 г. – Якутск, 2014. – С. 3–8.

Егоров, П.Р. Взаимодействие всех участников сопровождения ребёнка с особыми образовательными потребностями / П.Р. Егоров, Н.В. Тарасова // Инклюзивное образование – доступное образование – безбарьерная среда: Материалы второй международной научно-практической конференции 23–26 июня 2014 г. – Якутск, 2014. – С. 50–54

Егоров, П.Р. Здоровьесберегающие технологии в процессе инклюзивного образования / П.Р. Егоров, Т.П. Ткачук // Инклюзивное образование – доступное образование – безбарьерная среда: Материалы второй международной научно-практической конференции 23–26 июня 2014 г. – Якутск, 2014. – С. 54–58

Егоров, П.Р. Развитие цветовосприятия у детей с нарушением зрения / П.Р. Егоров, О.Б. Шапошникова // Инклюзивное образование – доступное образование – безбарьерная среда: Материалы второй международной научно-практической конференции 23–26 июня 2014 г. – Якутск, 2014. – С. 62–64

Егоров, П.Р. Инклюзивное образование – доступное образование
безбарьерная среда // Сибирский педагогический журнал.
Новосибирск, 2014. – № 4. – С. 209–211.

Егоров, П.Р. Научно-методическое обеспечение повышения качества инклюзивного образования / П.Р. Егоров // Теоретические и прикладные аспекты современной науки: Материалы III международной научно-практической конференции 30 сентября 2014 г. – Белгород, 2014. – С. 38–44

Егоров, П.Р. Создание специальных условий обучения студентов с особыми образовательными потребностями // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск, 2014. – № 5. – С. 151–154.

5. Вовлеченность внешних партнеров в реализацию Программы (формы и механизмы взаимодействия, структура и объемы привлеченных ресурсов стратегических партнеров)

5.1. Взаимодействие с федеральными, региональными и муниципальными органами власти

Министерство образования РС (Я) и министерство труда и социального развития РС (Я) выступили партнёрами и оказали содействие по организации и проведению Второй международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование – доступное образование – безбарьерная среда».

5.2. Взаимодействие с предприятиями и организациями.

Гостиница «Полярная звезда» своевременно оказала качественные услуги по размещению участников Второй международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование – доступное образование – безбарьерная среда» в течение 23-26 июня 2014 года.

5.3. Взаимодействие с научными учреждениями и инновационными структурами.

В рамках второй международной научно-практической конференции «инклюзивное образование – доступное образование – безбарьерная среда» были заключены четыре договора о научном взаимодействии и партнёрстве между ФГАОУ ВПО «Северо-восточным федеральным университетом имени М.К. Аммосова» и:

1.      Высшим национальным учебно-исследовательским институтом образования молодёжи с ограниченными возможностями и особыми образовательными потребностями – INS HEA г. Париж (Франция);

2.      Республиканским институтом профессионального образования г. Минск (Беларусь);

3.      Луганским национальным университетом имени Тараса Шевченко г. Луганск (Украина);

4.      Крымским инженерно-педагогическим университетом г. Симферополь (Крым, Россия).

Настоящие договора о научном взаимодействии и партнёрстве имеют своей целью развитие и расширение научных, культурных, образовательных и организационных отношений между вышеуказанными учреждениями и продвижение совместных инициатив и обменов в области научных исследований, образования, преподавания и разработки учебных программ в сфере инклюзивного образования, законодательства и политики.

Для успешной реализации вышеуказанных договоров во время проведения конференции с соответствующими представителями этих учебных заведений были обговорены предварительные условия посещения данных учебных заведений со стороны представителей Северо-Восточного федерального университета.

Директор СВ НИЦ РИО СВФУ П.Р. Егоров был приглашён в конце сентября 2014 года в г. Минск, в начале ноября 2014 года в г. Париж и в начале июня 2015 года в г. Симферополь представителями вышеуказанных учебных учреждений для ознакомления с условиями обучения студентов с особыми образовательными потребностями и налаживания научных контактов в области инклюзивного образования этих стран.

5.4. Взаимодействие с образовательными учреждениями – г. Якутск: ДОУ №11 "Подснежник" – создана экспериментальная площадка по инклюзивному воспитанию детей с проблемами зрения.

5.5. Взаимодействие с зарубежными партнерами.

При подготовке ко Второй международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование – доступное образование – безбарьерная среда» были налажены научные контакты со следующими зарубежными партнёрами:

- Silke Günther – Профессор университета Гамбурга (Германия);

- Саго Жак – профессор, Университет, Париж-8, (Франция);

- Ангела Эндерс – профессор Университета Регенсбурга (Германия);

- Сильвио Паглиара – профессор, инженер по реабилитации, Университет «Форо Италико», Рим (Италия);

- Люция де Ан – профессор, директор Департамента по науке, образованию и спорту, Рим (Италия);

- Бернадет Селест – профессор, директор Национального Института высшего образования – INSHEA (Сюрен), Париж (Франция);

- БЕНУА Эрве – Доктор педагогики, главный редактор La nouvelle revue de l’adaptation et de la scolarisation («Новый журнал адаптации и образования»), Париж (Франция);

- Эдуард Исаакович Патрик – профессор, д.т.н. / Председатель Правления INTAMT – Internationale Akademie für Management und Technologie, Берлин (Германия);

- Татьяна Коттл – M.A., Ph.D. Candidate, Counselor Education and Supervision, VT (США).

6. Проблемы реализации мероприятий и работ в рамках Программы развития, выявленные в отчетном периоде

А. Внешние (независимые от СВФУ) проблемы:

Слабое понимание со стороны городских управлений и республиканских министерств и ведомств, а также городских и республиканских депутатов предлагаемых нами решений внедрения непрерывной системы инклюзивного образования.

Решение: Необходимо создать при президенте РС (Я) координационный совет по инклюзивному образованию.

Б. Внутренние проблемы СВФУ:

1. Инертность руководителей подразделений и преподавателей СВФУ в вопросах развития инклюзивного образования.

2. До сих пор окончательно не сформирована база данных по студентам с ООП по каждому подразделению. Данные поликлиники №5 и студпрофкома ежегодно разнятся.

Решение: Более строго спрашивать с руководителей всех уровней и ввести целевые индикаторы по инклюзивному образованию при аттестации ППС.

 

 

 

ответственный за исполнение мероприятия №_1.13:

"Создание условий для методического сопровождения учебного процесса студентов с особыми образовательными потребностями"

                             наименование мероприятия

Должность _ директор СВ НИЦ РИО СВФУ_

Ф.И.О. _Егоров П.Р.